Музлитература

Русская культура рубежа 19-20 веков.

Рубеж 19 и 20 вв. - переломная эпоха для России, происходит ряд катаклизмов: русско-японская война; первая русская революция 1905-1907 гг.; первая мировая война, революция 1917 г. Происходят экономические кризисы, но, несмотря на это развивается искусство. Этот период носит название "Серебряный век" - с 90-х гг. 19 в. по 1918 г. Культуры "Серебреного века" - культура переходного типа. Выделяют две волны:
1-я связана с развитием романтических традиций, в литературе с символизмом, в живописи модерн;
2-я волна связана с антиромантическими тенденциями. Два течения: 1-е - возникновение авангардистских течений (футуризм в литературе, кубизм в живописи); 2-е - неоклассицизм - в отличие от авангарда связан с возвращением к классическим традициям. Но оба течения объединены антиромантическими тенденциями, оба стремятся к отказу от внутреннего миры, они более объективны (в отличие от романтиков, которые больше внимания уделяют внутреннему миру, субъективны).
В 10-х гг. 20 в. эти два течения существовали параллельно.
Две волны:
1-я 1890-1910 гг. - романтическая, главное течение символизм. Символизм в России появился с 80-х гг. 19 в., в основном в литературе, но проявлялся в общем настроении, мироощущении.
Символизм в литературе - впервые восстаёт против позитивизма, т.е. против засилия научного, материального мышления. В 19 в. активно развивалась наука (Дарвин). У символистов мир имеет двойную природу - материальный и духовный, причём духовный более важен, более настоящий. Цель символизма - познать духовный мир, это возможно только интуитивным путём, а не логическим.
В русском символизме выделяется 2 течения: 1-е - старшие символисты (Мерешковский, его жена Зинаида Гипеус, Минский, Соллогуб, Валерий Брюсов); 2-е - младшее поколение символистов (Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Александр Блок).
Для 1-х характерно острое неприятие действительности, индивидуализм, пессимизм. Они впервые настолько обратились к внутреннему миру человека, осознали его беспредельность и многогранность. Поэтому их поэзия наполнена различными оттенками настроения, нюансов чувств. Это имело значение и для музыки - прелюдии Скрябина, Лядова, Рахманинова. Важную роль (как и в поэзии) играют детали, мотив из которого вырастает всё произведение. Индивидуализм кроме позитивного имел и негативное значение - они преувеличено относились к внутреннему миру, что разрушительно влияло на них: "Я" - это главное, это всё.
Своеобразная черта символистского мировоззрения - ощущение нестабильности, кризисности мира; это сказалось в ожидании грядущих перемен, катастроф, предчувствие конца света; но существует и надежда на обновление. От ощущения кризиса в символизме можно заметить размежевание на чёрное и белое (Христос и антихрист). Часто встречается сопоставление Аполлона и Диониса (впервые было у Ницше), на первое место символисты ставят Диониса.
В музыке этого времени господствует яркая контрастность. Среди музыкальных символов на одном полюсе символы связанные с тишиной, покоем, на другом "громкие" символы - колокольность, фанфарность, квартовые призывные интонации.
2-е течение - младшие сивмолисты. Выходит на арену в 1902 г.
Отличия от старших символистов:
Младосимволисты начинают откликаться на события современности (война, революция); не было зацикленности на внутреннем мире. Они взяли за основу философию Соловьёва и его идею, что красота должна быть тем путём, который приведёт мир к новому, одухотворённому бытию. Художники должны заставить прийти людей к одухотворённому, нравственному поведению, новому пониманию жизни. Младосимволисты переходили от индивидуализма к соборности, нужно объединиться чтобы прийти к духовности. У них были свои журналы ("Весы", "Золотое руно") в которых они издавались. Кроме стихов и статей публиковались и рисунки (Врубель), поэтому символизм из литературы переходил и в другие виды искусства - пластический и изобразительный. Господствовал стиль модерн, который во многом питался идеями литературного символизма. В модерне есть своя система иконографии - свои сюжеты, мотивы, которые переходят от одного художника к другому. Наиболее часто использовался символ водной стихии (Врубель). Вода символизирует стихийность жизни, её глубины - бессознательное начало. Мотив растительности, цветов - символизирует обновление жизни. Мифологические персонажи - фавны, наяды - символизируют потустороннее.
Другие черты модерна - орнаментальность в живописи и других видах искусства. В музыки та же тенденция - мелодия уходит на второй план, на первом - гармония, тембр.
Художественное объединение "Мир искусства" - объединение художников, возникло в Петербурге в 1898 г., одновременно выпускали журнал, где они раскрывали свои взгляды на искусство. В объединение входили: Александр Бенуа, Лев Бакст, Сомов, позже присоединился Николай Рерих. Организатор - Дягилев и его кузен Дмитрий Философов. В начале объединение ограничивалось художниками, но позже присоединились Стравинский, постановщик балетов Михаил Фокин, танцор Мстивлав Нежинский. Характерной чертой для них был ретроспективизм - они считали, что возродить искусство может только обращение к искусству 18 века и более раннему. Художники объединения "Мир искусства" сыграли большую роль в создании декораций и оформлении книг, т.к. была идея объединения различных видов искусств.
В музыке впервые остро ставится проблема композиторского мастерства, потому что искусство признаётся самоценным, оно не должно изображать реальность, поэтому любое произведение искусства должно быть выполнено мастерски.
Меняется жанровая картина. Опера отходит на второй план, создаётся в виде камерных одноактных форм (веяние символизма, более абстрактные). На первый план выходит балет, т.к. он более абстрактный чем опера.
В симфонической музыке - переход от циклической симфонии к произведениям поэмного типа, более свободной формы.
На первый план выходят жанры камерной музыки т.к. в них можно полностью проявить технику. Фортепианная музыка наполняется философским содержанием. Меняется роль выразительных средств. Мелодика не главное, она приобретает мотивный и инструментальный характер, состоит из коротких мотивов. На первый план выходит гармония, ритмика, оркестровый колорит (как в живописи на первом плане орнамент). Значительная роль отводится полифонии, монотематизму.

 

Хостинг от uCoz