|
Фортепианное творчество Скрябина. (Скачать
Doc 4,6 kb)
Фортепианные произведения составляют, -наибольшую- но- объему часть наследия
Скрябина. Как уже говорилось, в раннем периоде композитор ограничил себя
почти исключительно областью фортепианной музыки. Фортепиано стало для
него с юности основным, самым близким средством воплощения творческих
замыслов.
Сочинения для этого инструмента отразили его творческие поиски, представляя
собой нередко как бы предварительные наброски музыкальных образов, воплощенных
затем в крупных симфонических композициях.
Фортепианное наследие Скрябина включает ряд произведений крупной формы
- Концерт, 10 сонат и другие пьесы (си-минорная фантазия, поэмы - "Трагическая",
"Сатаническая", "К пламени", Поэма-ноктюрн). Но наиболее
многочисленную группу составляют миниатюры - главным образом прелюдии,
этюды.
В 900-х годах в фортепианном творчестве Скрябина появляется жанр поэмы.
Некоторые пьесы, созданные в этот период, носят своеобразные причудливо-таинственные
названия, в какой-то мере отражающие философские и эстетические взгляды
автора (например, "Загадка", "Ирония" поэмы "Маска",
""Странность" и др.). В тяготении Скрябина к фортепианной
миниатюре сказалась характерная для его индивидуальности глубокая интимность
выражения, которая своеобразно и противоречиво сочеталась у него с тяготением
к грандиозным "общечеловеческим", даже "космическим"
концепциям.
Из десяти сонат, сочиненных Скрябиным в период с 1893 по 1913 год, первые
три представляют собой традиционные сонатные циклы. В остальных композитор
утверждает принцип одночастности. Третья и четвёртая принадлежат к высшим
достижениям композитора. "По замыслу, характеру образов, стилю они
родственны его симфоническому творчеству начала 900-х годов. Пятая соната
отчасти перекликается с "Поэмой экстаза", последние пять сонат
в целом близки по стилю "Прометею".
Фортепианные произведения Скрябина дают полное представление об эволюции
его стиля. Произведения раннего периода отличаются певучестью и красотой
мелодического языка. Лирическая мелодия Скрябина гибкая и пластичная,
часто имеет своеобразный извилистый рисунок, чет1<оПЯВре7[атО1дий™тончайшие
оттенки душевных переживаний. Несмотря на напевность, мелодизм Скрябина
носит, впрочем, больше инструментальный, чем вокальный, песенный характер.
Это качество особенно проявляется в драматических эпизодах его музыки.
Их мелодике свойственны острые изломы, скачки, дополнительно подчеркнутые
характерными особенностями скрябинской ритмики. Метрические сдвиги,4 синкопы,
пунктирный ритм, паузы создают типичное для Скрябина сочетание тонкости
выражения" с трепетной-взволнованностью, беспокойной порывистостью
и патетической приподнятостью. Чрезвычайно выразительна уже в ранних произведениях
также и гармония Скрябина (хотя она остается еще в основном в рамках гармонического
стиля XIX века).
Скрябин почти не обращался к таким формам имитационной полифонии, как
фуга, фугато. Однако он мыслил в большой мере полифонически. Широко пользуясь
разнообразными фигурациями, он сплетал их часто в причудливые узоры, затейливые,
кружевные рисунки, сложное мелодизированное, насыщенное фигурациями изложение
очень характерно для скрябинского фортепианного стиля, отмеченного глубоким
пониманием выразительных средств инструмента.
В произведениях 900-х годов, начиная с Четвертой сонаты и двух поэм соч.
32, в стиле Скрябина наблюдаются новые черты, уже отмеченные в характеристике
его творчества.
|