|
CBN
Краткая биография. (Скачать
Doc 6,6kb)
БАЛАКИРЕВ
Милий Алексеевич
(1836/37 - 1910 ) - русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный
общественный деятель. С 1855 г. жил в Петербурге, где познакомился с М.
И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, выступал как пианист. В начале 60-х.
годов под руководством Балакирева, убеждённого борца за прогрессивное
демократическое музыкальное искусство, сформировался музыкальный кружок,
вошедший в историю музыки под названием "Могучая кучка", благодаря
энергии, творческому опыту Балакирев стал вдохновителем и наставником
членов кружка, оказал большое влияние на их творчество. Балакирев был
одним из основателей (совместно с Г.Я.Ломакиным, 1862) и руководителем
Бесплатной музыкальной школы (1868- 1873 и 1881 - 1908), дирижировал её
концертами (пропагандируя музыку молодых русских композиторов), в 1867-60
- симфоническими концертами РМО, возглавлял Придворную певческую капеллу
(1883-94). Большое внимание уделил Балакирев собиранию и изучению народной
песни. Велико значение двух сборников (песни собраны и гармонизированы
Балакиревым) - "Сборник русских народных песен. 40 песен для голоса
с фортепьяно " (СНБ, 1866), "30 русских народных песен"
(СПБ. 1898).
Основа творчества Балакирева - инструментальная музыка ( симфоническая
и для фортепьяно) преимущественно программная, и романсы. Продолжатель
традиций Глинки он развивал принципы русского эпического и народного жанрового
симфонизма. Балакирев внес существенный вклад в русскую фортепьянную музыку.
В его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины
русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский ("Увертюра
на темы трёх русских песен", симфоническая поэма "Русь"),
так и других народов ("Испанская увертюра", симфоническая поэма
"В Чехии"). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (
симфоническая поэма "Тамара", фантазия для фортепьяно "Исламей"),
традиционный для русских композиторов. Произведения Балакирева вошли в
русскую музыкальную классику 19 века. Его творчество оказало большое влияние
на развитие русской музыки.
Сочинения:
для хора с оркестром-
Кантата памяти Глинки (1904);
для оркестра-
2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского
марша (d-moll, 1857, 2-я редакция- Испанская увертюра, 1886), Увертюра
на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я редакция- 1881), музыкальная
картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64 2-я редакция-
симф. поэма Русь, 1887, редакция 1907), Чешская увертюра (Fts-dur, 1867,
2-я редакция- симф. поэма В Чехии, 1905), симфоническая поэма Тамара (1882),
Сюита в 3-х частях (h-moll, Preambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09,
окончена С. М. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир"
(увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я редакция- полная партитура,
включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф.
картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905);
для фортепиано с оркестром-
концерт № 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. М., 1952), концерт №
2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия
на русские национальные напевы, ор. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954);
камерные ансамбли-
октет для флейты, гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели, к-баса,
фортепиано, ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959);
для фортепиано в 2 руки-
фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll,
1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов,
разные пьесы (в том числе Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев,
Полное собрание сочинений для фортепиано в 3 томах под редакцией К. С.
Сорокина, М., 1952;
для фортепиано в 4 руки-
30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса
с сопровождением фортепиано из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и Ф. М.
Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 частях (Полонез,
Песенка без слов. Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948);
сочинения на темы других композиторов -
Воспоминание об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899
(1-я редакция- Фантазия для фортепиано на мотивы из оперы "Жизнь
за царя" М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена
(es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856);
транскрипции и переложения для фортепиано в 2 руки-
Глинка (Жаворонок, Арагонская хота. Камаринская, Не говори), П. Запольский
(Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство
в Египет": 2-я часть оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен
(каватина из струн. квартета, B-dur, ор. 130; Аллегретто из струн. квартета,
ор. 59 № 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11);
транскрипции и переложения для фортепиано в 4 руки -
Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере <Ундина>);
транскрипции и переложения для 2 фортепиано в 4 руки -
Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll,
ор. 95);
для голоса с фортепиано-
20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых
романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд.
1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы
и песни. Редакция и вступ. ст. Г. Л. Киселева, М., 1937; Сборник русских
песен (40) (1865, изд. 1866);
переложения для голоса с оркестром-
Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза). Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная
моя), собственные произведения (Грузинская песня, Запевка, Сон);
для хора а cappella-
Гимн в честь святого Великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича,
основателя Нижнего Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами
семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-музыкальные переложения
и сочинения (М., 1900) и др.;
переложения для хора а сарреllа-
Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6,
№ 4; ор. 41, № 4); инструментовка сочинений других композиторов - Н. В.
Щербачёв (две пьесы для фортепиано: Две идиллии ...[имя Б. в изд. не указано]),
А. Львов (увертюра к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная
полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции сочинений
других авторов, в том числе опер и симфонических произведений М. И, Глинки,
фортепианные сочинения И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, некоторых оригинальных
произведений и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произведений
К. Таузига.
|