|
CBN
Симфоническое творчество Глазунова. (Скачать
Doc (5,18 kb))
Симфоническая музыка занимает центральное место в наследии Глазунова.
В ней ярко воплощены типичные черты его -стиля. В симфонических произведениях
Глазунова нашли выражение его связи с традициями симфонизма композиторов
Могучей кучки (в первую очередь Бородина). Наряду с этим в сочинениях
зрелого периода сказалось усвоение некоторых элементов симфонизма Чайковского.
Симфоническое наследие Глазунова включает в себя различные типы произведений
- от монументальных симфоний до небольших пьес.
Из восьми симфоний Глазунова две первые относятся к раннему периоду. Первая
симфония носит светло-жизнерадостный, несколько пасторальный характер,
в ней нашли отражение впечатления летней природы, сельской обстановки.
Финал рисует картину народного праздничного веселья. В скерцо и в финале
использованы две польские народные темы; славянский характер ощущается
и в некоторых других темах этой симфонии, которую композитор первоначально
хотел даже назвать "Славянской". Вторая симфония более эпически-монументальна.
В ней наиболее отчетливо сказалось влияние Бородина, особенно в несколько
суровой по выражению первой части и в финале. Лирическая медленная часть,
имеющая отчасти восточную окраску, приближается к родственным образам
Бородина и Балакирева.
В Третьей симфонии кучкистские традиции сочетаются с некоторым влиянием
Чайковского и частично Вагнера. Она имеет значение переходного этапа к
зрелым глазуновским симфониям.
В Четвертой симфонии (1893) полностью определился характерный для Глазунова
лирико-эпический тип симфонизма. Спокойно-созерцательной лирикой, то радостно-светлой,
то задушевно-элегической, проникнута первая часть. Общий колорит жизнерадостного,
искрящегося скерцо определяют "охотничьи", "роговые"
интонации. Очень типичен для Глазунова празднично-ожив.лен-ный финал симфонии,
основная тема которого носит характер торжественного шествия. Показательно
также появление в симфонии танцевальных элементов: вальса в среднем разделе
скерцо и танцевальной ритмической трансформации главной партии первой
части в финале (в котором проходят все темы предыдущих частей); здесь
уже предвосхищается стиль глазуновской балетной музыки. В Четвертой симфонии
всего три части: отсутствует медленная часть, возмещаемая медленным лирическим
обрамлением первой части и таким же вступлением к финалу.
Пятая и Шестая симфонии (1895-1896) принадлежат к ярчайшим и наиболее
широко известным образцам симфонизма Глазунова. Пятая выделяется глубоко-оптимистическим
строем. В Шестой Глазунов впервые затрагивает драматически-патетическую
сферу образов, претворяя по-своему черты драматического симфонизма Чайковского.
В двух последних симфониях, созданных в начале 900-х годов, намечается
усложнение содержания. В Седьмой особенно выделяется сурово-сосредоточенная
медленная вторая часть; она противопоставлена беспечной пасторальности
первой и следующему за ней радостно-возбужденному скерцо. В медленной
части и в завершающем симфонию массивном, величаво-торжественном финале
особенно проявилось огромное полифоническое мастерство Глазунова. Сам
композитор признавал, что достижениями в этой области он во многом обязан
знакомству с творчеством Танеева.
Восьмая симфония - наиболее монументальное из произведений Глазунова.
При большой контрастности частей она отличается одновременно единством,
последовательностью развития цикла. Музыка первой части возвышенно-величава
и романтически приподнята. Медленная часть проникнута глубоко-скорбными
переживаниями. Причудливое, стремительное и неуловимое движение скерцо
носит тревожный, даже несколько зловещий оттенок. В финале происходит
преодоление сумрачных образов медленной части и скерцо и утверждается
идея конечного торжества света.
Кроме симфоний, Глазуновым создано большое число программных симфонических
произведений. В тяготении к этому жанру тоже проявилась его связь с традициями
русской классики. Содержание этих произведений разнообразно: национально-историческая
и героико-эпическая тематика отражена в поэме "Стенька Разин",
в сюите "Кремль", в элегии "Памяти героя"; впечатлениями
природы навеяны фантазии "Аес", "Море" и симфоническая
картина "Весна"; зарисовкам из жизни, быта различных народов
и эпох посвящены сюиты "Восточная рапсодия", "Из средних
веков", увертюра "Карнавал". Интерес Глазунова к музыкальной
культуре других народов сказался также в создании двух увертюр на греческие
темы, пьесы "Славянский праздник",1 "Финской фантазии",
"Финских эскизов", "Карельской легенды" и других сочинений.
Столь свойственное Глазунову выражение светлой праздничности, характерное
для финалов его симфоний, нашло отражение в таких произведениях, как "Торжественная
увертюра", "Торжественное шествие", "Свадебное шествие",
"Торжественный марш". Танцевальность, помимо балетов, представлена
концертными вальсами, мазуркой, балетными сюитами и иными пьесами. К выдающимся
достижениям глазуновского симфонизма относятся и его пять инструментальных
концертов, из которых особенно ценны Концерт для скрипки и Первый концерт
для фортепиано с оркестром.
|