|
Малер (Mahler) Густав
(7 VII 1860, Калиште, Чехия - 18 V 1911, Вена) австрийский композитор,
дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне в семье мелкого торговца.
Музыкальное дарование композитора проявилось очень рано: в детстве он
знал множество нарородных напевов, с 6 лет учился игре на фортепиано,
в 10 лет дал в Йиглаве первый публичный концерт. В возрасте 15 лет М.
поступил в Венскую консерваторию (классы фортепиано, гармонии и композиции),
одновременно экстернат Йиглавской гимназии; затем прослушал в Венском
университете курс истории и философии. Музыкальная атмосфера Вены 1870-х
гг. Её концертная и театральная жизнь оказали на молодого M. решающее
влияние. Он пережил бурное увлечение творчеством Р. Вагнера, его привлекала
музыка А. Брукнера, у которого М. брал уроки композиции. С 1880 началась
работа М. в качестве oпeрного дирижёра сначала в небольших городах, затем
в крупных оперных театрах ( Немецкий театр а Праге, 1885; Городской театр
в Лейпциге, 1886-88; Королевская опера в Будапеште, 1888-91; Городской
театр в Гамбурге, 1891-97). В 1897 М. был приглашен на пост директора
Венского придворного оперного театра. К этому времени М. был автором песен
для голоса с фортепиано и голоса с оркестром (в т. ч. циклов "Песни
странствующего подмастерья" и "Волшебный рог мальчика"),
вокально-симфонического сочинения "Жалобная песня" и 3 симфоний.
(Все крупные произведения М. создавал в летние месяцы, свободные от работы
в театре, оставляя на зиму лишь инструментовку.) Работа в Венском придворном
оперном театре (1897-1907) явилась вершиной его дирижёрской и режиссёрской
деятельности и одновременно периодом наивысшего расцвета самого коллектива.
Летом 1907 М. покинул театр и уехал в Америку, где в 1908 занял место
дирижера "метрополитен-опера" в Нью-Йорке, а затем руководителя
Нью-йоркского филармонического оркестра.
Венское десятилетие ознаменовало взлёт композиторского творчества М.:
за эти годы им написаны пять симфоний ( с 4-й по 8-ю) и песенные циклы
на слова Ф. Рюккерта. В летние месяцы 1908-10 М. работал над "Песней
о земле", 9-й и 10-й симфониями. В 1907 у М. обнаружилась болезнь
сердца, в дальнейшем прогрессировавшая. Переутомление, связанное с тяжёлыми
условиями контракта в США, окончательно подорвало здоровье М. В 1911 он
умер.
Выдающийся представитель послевагнеровского поколения в музыкальном искусстве
Европы, М. был на рубеже 19- 20 вв. одним из немногих композиторов Австрии
и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой.
Творчество М.- непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого
бытия. "То, о чём говорит музыка,- писал М.,- это только человек
во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)".
Тема человеческих страданий обусловлена у М. трагическим осознанием социальных
противоречий эпохи, что делает композитора одним из крупнейших художников-гуманистов
20 в. Неизбежный в буржуазном мире конфликт художника и общества составил
основное содержание не только творчества, но и жизни самого композитора.
Видя своё призвание не в одной лишь композиторской, но также и в театральной
деятельности, он вкладывал много творческой энергии в дирижирование, в
оперную режиссуру. Однако и здесь композитор был скован условиями, по
его словам, "лживой, отравленной в самой основе и бесчестной"
жизни эпохи. При этом ранимость художника в столкновении с миром лжи и
косности обострялась у М. его импульсивным темпераментом. От своих предшественников-романтиков
- Э. Т. А. Гофмана, Р. Шумана, Г. Берлиоза, близких М. по характеру творчества,
композитор унаследовал "крейслерианский" конфликт творческой
личности с обществвом, воплощённый в антитезе художник - филистерство.
В 1-й симфонии и "Песнях странствующего подмастерья" отразились
воспринятые М. от немецкой романтической литературы (И. Эйхендорф, Г.
Гейне) и отчасти от Л. Бетховена и Ф. Шуберта мотивы скитальчества, а
от Жан Поля (И. П. Ф. Рихтера) - образ наивного героя, пребывающего в
конфликте с миром и в идиллическом единстве с природой. Присущая М. склонность
к философскому осмыслению действительности приводит его к осознанию конфликта
художника и общества - как проявления более общего конфликта личности
и мира. Фиксация противоречий человеческой жизни - либо в общефилософском
плане (жизнь - смерть - бессмертие; концепция 2-й симфонии), либо как
обращение к горестям "земной жизни" (песни, 4-я симфония) -
приобретает у М. исключительную остроту. "Всю жизнь,- говорил М.,-
я сочинял музыку собственно лишь об одном: как я могу быть счастлив, если
где-нибудь ещё страдает другое существо". С особой трагической силой
этот конфликт человека и мира запечатлен в симфониях среднего периода
(5-7-я). Внимание к глубинам человеческой души в минуты кризиса или наивысшего
напряжения сближает творчество М. с творчеством Ф. М. Достоевского, которое
композитор хорошо знал и любил. Их роднят и поиски гармонии, которая смогла
бы разрешить трагические конфликты. Эти поиски явились важнейшим стимулом
идейно-творческой эволюции композитора. М. оставался убеждённым идеалистом;
в его не лишённых эклектизма философских представлениях о гармонии своеобразно
преломилось влияние пантеистических мировоззрения И. В. Гёте. М. постоянно
искал средства, которые могли бы облегчить слушателю восприятие его философских
идей. На раннем этапе творчества он видел их в опоре на общезначимые литературно-философские
ассоциации, фиксируемые в заголовках к симфониям, носящих программный
характер (первоначальное наименование 1-й симфонии было "Титан"-
по роману Жан Поля), или к отдельным их частям (в 3-й симфонии имелись
подзаголовки ко всем частям, связанные с "Весёлой наукой" Ф.
Ницше). Иногда М. комментировал содержание музыки программой, написанной
после создания произведения (1, 2, 4-я симфонии), либо ремарками в партитуре.
Однако разочарованный ложным истолкованием своих намерений, М. снял все
подзаголовки и отказался от сопроводительных пояснений. Путь к раскрытию
своих исканий М. нашёл во введении литературного "слова" в музыкальном
произведении: "Задумывая большое музыкальное полотно, я всегда достигаю
момента, когда должен привлечь "слово" в качестве носителя моей
музыкальной идеи". В первых симфониях это было вкрапление в симфонический
цикл песни (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении), становящейся
носителем обобщённой идеи. В более поздних произведениях (8-я симфония,
"Песня о земле") человеческий голос участвует в изложении и
развитии музыкальных мыслей на всём протяжении симфонического цикла. Так,
"Песня о земле" стала родоначальницей "симфонии в песнях"-
жанра, получившего распространение в 20 в.
Круг образов. связь музыки с литературой, включение или отсутствие вокального
элемента, а также эволюция музыкального стиля обусловили разделение симфонического
творчества М. на три периода. К раннему периоду относят 1-ю, чисто инструментальную
симфонию, опирающуюся на музыкальный материал вокального цикла М.,-"Песни
странствующего подмастерья", и 2, 3, 4-ю симфонии, интонационно связанные
с вокальным циклом "Волшебный рог мальчика", круг образов которого
повлиял на содержание этих симфоний. Для них характерно соединение эмоциональной
непосредственности и трагической иронии, жанровой зарисовки и символики.
Обращаясь в этот период творчества к текстам философско-символического
строя, М. использовал стихи Ф. Клопштока (финал 2-й симфонии) и Ф. Ницше
(3-я симфония). В 1-й симфонии композитор видит исход конфликта романтического
"героя" с действительностью в обращении к природе. Во 2-й -
поставлен вопрос о ценности человеческой жизни перед лицом смерти; выход
из трагической непреложности судьбы композитор видит в религиозной идее
воскресения. В 3-й симфонии М. пытался создать пантеистическую картину
мира, в бесконечность которого он включал конечную человеческую жизнь.
В 4-й симфонии проблема смерти и бессмертия получает таинственно-причудливое
воплощение - в финале звучит песня-притча. В произведениях первого периода
проявились такие особенности стиля М., как интонационная опора на демократические
жанры народной и городской музыки (песня, танец, чаще всего лендлер и
вальс, военный или похоронный марш, военный сигнал, хорал).
Симфонии среднего периода (5-7-я) составляют инструментальную трилогию,
интонационно связанную с песенными циклами М. на тексты Ф. Рюккерта ("Песни
об умерших детях", 5 песен). Отказавшись от литературно-философских
ассоциаций, М. не ушёл от постановки в симфонических концепциях значительных
нравственных проблем. Общечеловеческие коллизии уступили место теме трагической
зависимости личности от судьбы. Наиболее острое выражение эта тема получила
в 6-й симфонии, названной современниками "Трагической". В 5-й
и 7-й симфониях М. находит выход из этого конфликта в гармонии классического
искусства, язык которого стилизует в финалах этих симфоний.
В 8-й симфонии М. вновь использует для воплощения философского содержания
поэтические тексты. 1-я часть её написана на слова средневекового гимна
"Veni creator spiritus", 2-я часть - на текст заключительной
сцены 2-й части "Фауста" Гёте. При всей отвлечённости провозглашённого
в ней положительного идеала 8-я симфония явилась утверждением глубокой
веры М. в творческие силы человека. М. прибег здесь к грандиозному исполнительскому
аппарату (солисты, 3 хора, увеличенный состав большого оркестра), в связи
с чем сочинение получило название "симфонии тысячи участников".
В сочинениях позднего периода нашли выражение темы прощания с жизнью ("Песня
о земле", 9-я, незаконченная 10-я симфонии). В "Песне о земле",
написанной на тексты китайских поэтов 8 в., и в чисто инструментальной
9-й симфонии смертельно больной композитор приходит к примирению с неизбежным.
Глубоко личный тон, экспрессивная лирика поздних сочинений М. привнесли
в них черты нового и вместе с тем привели к созданию на новой основе песенного
тематизма, формообразования и фактуры.
Архитектоника цикла, равно как и форма отдельных частей (особенно крайних),
организуется у М. сквозным музыкально-интонационным повествованием, составляющим
важнейшую особенность его симфонизма. С этим связан отказ композитора
в большинстве симфоний от классического, 4-частного строения. Изменяются
также традиции последовательность частей и их темповые соотношения. Часть
в характере скерцо чаще следует у М. за первой; более медленная часть
примыкает к финалу, который становится смысловым и интонационным центром
цикла. В симфониях среднего и позднего периодов быстрые части концентрируются
в середине цикла, медленные - обрамляют цикл. Столь же существенную трансформацию
претерпевает форма отд. частей, особенно первой. В поздних сочинениях
сонатные принципы вытесняются песенной вариантно-строфической организацией,
сквозным развитием. Так, во многих частях цикла взаимодействуют формообразующие
принципы куплетной и 3-частной песни, рондо, вариаций, сонатного allegro,
что приводит к композиционной многозначности каждого раздела формы, осложняющей
восприятие структуры симфоний М. Ростлинеарных тенденций при сохранении
гомофонной основы привёл к образованию в музыке М. контрапунктически насыщенной
фактуры. Помимо имитационных форм полифонии, большое значение приобретают
контрастная полифония и полифония вариантов (гетерофония). В позднем творчестве
композитора возросшая линеарная автономность голосов, включение в состав
аккорда неразрешающихся диссонансов и усложнение структуры аккордов содействовали
появлению фрагментов музыки с внеладовым, внефункциональным применением
гармонии. В оркестре М. нашли воплощение две тенденции, характерные для
начала 20 в.: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата, с другой
- зарождение камерного оркестра. Тяготение к камерному составу оркестра
выразилось в детализации фактуры, в трактовке инструментов оркестра в
духе ансамбля солистов, предельном выявлении тембровых, регистровых, динамических
возможностей оркестровых инструментов. С последней тенденцией связаны
поиски повышенной экспрессивности и обострённой, часто гротескной красочности
в звучании оркестра. В произведениях М. возникли элементы стереофонии
благодаря одновременному звучанию оркестра на эстраде и группы инструментов
(финал 2-й симфонии) или небольшого оркестра ("Жалобная песня")
за эстрадой либо благодаря помещению исполнителей на разных высотах (3-я
симфония). В творчестве М. зародились многие особенности музыкального
искусства 20 в., воспринятые композиторами разных направлений. М. оказал
заметное влияние на развитие драматического симфонизма большого плана
(Д. Д. Шостакович, А. Онеггер, Б. Бриттен и др.). Вместе с тем многие
проявляющиеся в позднем творчестве М. черты экспрессионизма оказались
близки композиторам новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А.Веберн).
М.-дирижёр привлёк к себе внимание выдающихся музыкантов своего времени.
И. Брамс был восхищён исполнением под управлением М. "Дон Жуана"
Моцарта в Будапеште. X. фон Бюлов называл М. "Пигмалионом Гамбургской
оперы". П. И. Чайковский писал из Гамбурга: "Здесь капельмейстер
не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный...". Импульсивность,
вдохновенная отдача музыке, "душевный жар, придававший его исполнению
непосредственность личного признания" (Б.Вальтер), сочетались у М.
со скрупулёзной предварительной работой над партитурой. М. всегда требовал
от исполнителей предельно точного прочтения текста партитуры. По свидетельству
современников, наиболее удавались М. сочинения героического и трагического
плана. М. был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера ("Лоэнгрин",
"Тристан и Изольда", "Кольцо нибелунга"), К. В. Глюка,
оперы и симфоний Л. Бетховена. Присущее М. чувство стиля позволяло ему
проникать и в сочинения иного плана. К числу исполнительских достижений
М. относятся также постановка опер Моцарта ("Дон Жуан", "Свадьба
Фигаро", "Волшебная флейта"), Сметаны ("Далибор"),
Чайковского ("Евгений Онегин", "Пиковая дама").
Деятельность М.-дирижёра в опере была неотделима от его режиссёрской работы.
В Венском придворном оперном театре М. попытался осуществить почерпнутый
в вагнеровском учении о музыкальной драме художественный идеал - единство
музыкального, актёрского и режиссёрского решения оперного спектакля. В
духе этих устремлений М. в течение многих лет воспитывал коллектив Венского
придворного оперного театра, в котором работали певцы Ф. Вейдеман, В.
Геш, Л. Демут, Л. Слезак, М. Гутхейль-Шодер, 3. Курц, А. Мильденбург,
Б. Фёрстер-Лаутерер, дирижер Б. Вальтер и художник-декоратор А. Роллер.
Добиваясь подчинения всего строя и ритма спектакля музыке, М. вместе с
тем использовал в своих постановках и некоторые приёмы драматического
театра (паузы, неподвижные мизансцены, максимальное включение в действие
массы хора, затемнение сценической площадки).
|